5 причин повышенного расхода масла
Перефразируя Винни-Пуха, моторное масло — очень странный предмет, оно если есть, то его сразу нет. Если вы узнали свой автомобиль, возможно, у него серьезные проблемы. Если не выяснить причины в ближайшее время, все может обернуться капитальным ремонтом или вообще заменой двигателя — как повезет. Читайте далее, чем может быть вызван перерасход масла и во сколько обойдется устранение поломки.
№5. Иногда это норма
Потребление масла — нормальное явление для двигателя, весь вопрос в объеме. Склонность к «жору» масла есть у многих V-образных двигателей мощностью более 150 л.с. В руководстве по их эксплуатации наверняка найдется рекомендация периодически доливать масло. С этим ничего не поделаешь — или смириться, или отдавать предпочтение более экономичным двигателям при покупке машины.
В 2015 году американский автомобильный портал Consumer Reports составил список самых прожорливых двигателей. Лидерами оказались представители немецкого автопрома — BMW и Audi — они заняли 19 позиций из 30. Причем в их числе как V6-3,0 л и V8-4,4 л, 4,6 л для премиальных моделей, так и 2-литровые двигатели для вполне гражданских Audi A3, A4 и A6. Эти моторы оборудованы турбиной, которая сама по себе потребляет масло. Повышенный расход заложен заводом.
Часто повышенный расход масла встречается на новых автомобилях. Прокладкам и сальникам требуется время, чтобы притереться и «привыкнуть» к температурному режиму. Если к первым 10 тыс. км уровень приблизился к минимуму, долейте немного масла и спокойно ездите оставшиеся 5 тыс. км до ТО. Если же масло «улетело» быстрее, лучше ехать к дилеру на диагностику — возможен брак.
№4. Неправильное масло
Большинству автолюбителей знакомы маркировки класса вязкости (SAE) вроде 5w30 или 0w40 на упаковке моторного масла. Если на полке автомагазина стоит две канистры масла — за 3 тыс. и за 1,2 тыс. рублей с одинаковой маркировкой — возникает резонный вопрос, в чем между ними разница?
Вязкость одно, а допуски производителя — совсем другое. Пакет присадок для каждого масла разрабатывается индивидуально. Допуск означает, что масло прошло заводские испытания на данном двигателе и отклонений ни по одному критерию не показало. Если допуска нет, двигатель не обязательно начнет кушать смазку канистрами. Но стоит ли экспериментировать из-за разницы в 1-2 тыс. рублей в год?
Можно ли заменить оригинал маслом подешевле? Можно. Только из-за этого может вырасти и его расход.
Еще один момент — может ли вырасти расход из-за масла, если вязкость не соответствует заводу. Здесь есть нюансы.
Если отличается только первая цифра в маркировке (0w вместо 5w, 5w вместо 10w или наоборот), особой беды в этом нет. Это зимняя вязкость, ориентируетесь по региону проживания. Вторая цифра — это вязкость при рабочей температуре, с ней нужно быть педантичнее. Если в мотор, рассчитанный на вязкость 5w30, залить более жидкое и "летучее" 0w20 для высокооборотистых двигателей, оно полетит в трубу из-за высокой сгораемости. Если в тот же двигатель залить 10w40, на расходе это не скажется, но двигателю будет тяжелее запускаться. Особенно, зимой.
Пример. Автомобили такси эксплуатируются с большим пробегом, но в обычных условиях. Поэтому основное требование к маслу — как можно дольше сохранять свои свойства. В спортивном автомобиле все наоборот — масла должно хватить на одну гонку, но при экстремальных условиях эксплуатации.
№3. Появилась течь
Течь — это уже поломка, которую нужно устранять. Течи масла бывают двух типов. Для диагностики первой не требуется ни наша статья, ни даже автосервис. Это самая настоящая лужа темного цвета под передней частью автомобиля. И чем она больше — тем хуже. Лучше всего сразу вызывать эвакуатор. Но случается это, к счастью, не так часто.
Но не всегда течь так заметна. Чаще масло сочится через уплотнительные элементы небольшими каплями и остается на корпусе двигателя. Бывает и так, что течь появляется только на ходу из-за температурного расширения, а потом пропадает. Такую негерметичность можно обнаружить только на подъемнике в автосервисе.
Причинами течи могут быть: - Прокладка клапанной крышки.
- Передний и задний сальники коленвала.
- Сальник распредвала.
- Прокладка поддона.
- Прокладка масляного фильтра.
- Крышка слива масла из поддона.
Сложность ремонта и его стоимость могут различаться в зависимости от автомобиля и от того, что конкретно является источником течи.
Стоимость ремонта сильно зависит от расположения текущей прокладки. Например, замена переднего сальника коленвала на Audi A4 2010 года выпуска обойдется в 700 рублей. А вот поменять задний сальник будет стоить 5 000 рублей. Чтобы до него добраться, придется снимать КПП.
№2. Пора ремонтировать двигатель
Повышенный расход масла часто становится одним из первых признаков приближения ремонта двигателя.
Основные поломки:Негерметичность маслосъемных колпачков. На большинстве двигателей колпачки ходят от 100 до 250 тыс. км. Это самая простая неисправность двигателя, которая решается быстро и относительно недорого. На 4-цилиндровых ДВС колпачки меняются без особых трудностей. Стоимость ремонта составит около 2 000 рублей с запчастями. Но V-образных ДВС с большим объемом для замены колпачков нужно снимать двигатель. Поэтому работы будут существенно дороже — 15 000 рублей. Это же касается оппозитных ДВС. Чем сложнее доступ, тем дороже ремонт.
Износ маслосъемных колец. В идеальном мире кольца не меняются в двигателе в течение всего срока его работы. В реальном — портятся от времени и присадок, из-за которых "залегают". Замена может потребоваться на 150 — 250 тыс. км. По сути, замена колец — это капитальный ремонт ДВС, так как разбирается двигатель и меняется поршневая группа. В зависимости от мотора, стоимость работ составит от 30 до 200 тыс. рублей.
Выработка цилиндров и износ подвижных деталей двигателя. По "возрастным" причинам может наблюдаться у машин, прошедших более 250 тыс. км. Может случиться и раньше из-за грязи и твердых частиц, которые могут попасть в двигатель, если менять масло не в сервисе, а где-то в гараже или вообще на улице. Из-за частиц дешевого фильтрующего элемента. Из-за сомнительных присадок, которые льются в двигатель для повышения мощности или снижения расхода топлива. Итог — капитальный ремонт, цена как в предыдущем пункте.
Негерметичность маслосъемных колпачков. На большинстве двигателей колпачки ходят от 100 до 250 тыс. км. Это самая простая неисправность двигателя, которая решается быстро и относительно недорого. На 4-цилиндровых ДВС колпачки меняются без особых трудностей. Стоимость ремонта составит около 2 000 рублей с запчастями. Но V-образных ДВС с большим объемом для замены колпачков нужно снимать двигатель. Поэтому работы будут существенно дороже — 15 000 рублей. Это же касается оппозитных ДВС. Чем сложнее доступ, тем дороже ремонт.
Износ маслосъемных колец. В идеальном мире кольца не меняются в двигателе в течение всего срока его работы. В реальном — портятся от времени и присадок, из-за которых "залегают". Замена может потребоваться на 150 — 250 тыс. км. По сути, замена колец — это капитальный ремонт ДВС, так как разбирается двигатель и меняется поршневая группа. В зависимости от мотора, стоимость работ составит от 30 до 200 тыс. рублей.
Выработка цилиндров и износ подвижных деталей двигателя. По "возрастным" причинам может наблюдаться у машин, прошедших более 250 тыс. км. Может случиться и раньше из-за грязи и твердых частиц, которые могут попасть в двигатель, если менять масло не в сервисе, а где-то в гараже или вообще на улице. Из-за частиц дешевого фильтрующего элемента. Из-за сомнительных присадок, которые льются в двигатель для повышения мощности или снижения расхода топлива. Итог — капитальный ремонт, цена как в предыдущем пункте.
Любые неисправности двигателя обходятся очень дорого, поэтому не доводите до ремонта всеми доступными способами. Меняйте масло по регламенту и только в проверенном сервисе, используйте качественные оригинальные фильтры, не лейте в двигатель дополнительных присадок, если не уверены в их эффективности.
В интернете часто встречается рекомендация при просадке колец сделать «раскосовку» кратковременной ездой на оборотах, близких к красной зоне. Но не ждите чуда — при серьезном износе колец это не поможет. И следите за температурой. Машину очень легко перегреть, что чревато последствиями от появления течей в системе охлаждения до разрыва компенсационного бачка ОЖ и «поведенной» ГБЦ с последующим ремонтом двигателя.
№1 ...и другие возрастные причины
Чаще всего расход масла повышен у автомобилей старше 10 лет и пробегом больше 200 тыс. км. У них может проявиться любая из перечисленных выше поломок. Резина, из которой сделаны прокладки и сальники, от времени и постоянных температурных перепадов со временем теряет свойства. Масло начинает подтекать то там, то здесь, а двигатель при взгляде снизу напоминает один сплошной подтек масла.
Постепенное усиление «масложора» для машины не критично, но есть несколько особых рекомендаций:
Если используется масло 5w30 или 0w30, попробуйте перейти на 5w40 при следующей замене (желательно того же производителя). Если масло улетает через сальники или прокладки, его расход может немного уменьшиться. Если же причина в колпачках или кольцах, это не поможет.
Уменьшите период между заменами. Если по заводу он 15 тыс. км, меняйте масло каждые 10 тыс. км. Свежее масло бережнее обращается с двигателем. Но без фанатизма — в замене раз в 5 тыс. км тоже нет ничего хорошего. У масла есть моющие свойства, это повышает износ. Планируйте капитальный ремонт двигателя заранее, так вы сможете неплохо сэкономить на запчастях.